Страничка учителя - логопеда первой квалификационной категории:

Ажищевой Татьяны Александровны

  2016-2017 учебный год

Исследовательский проект: "Как рождается звук".

НОД "Что такое слух".

НОД "Как рождается звук".

Консультация для родителей: "Формирование фонематического слуха у дошкольников - основа профилактики дислексии и дисграфии в школе".

Словарь прилагательных, существительных, глаголов, наречий, характеризующих звук.

Приложение 1. Диагностика сформированности фониматического слуха.

Приложение 2. Анкета для родителей "Речевое развитие ребенка".

Приложение 3. Диагностика удовлетворённости родителей в общении с педагогами.

    Проект "Веселый алфавит"

 

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.

Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим  признакам.
Дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» попадают в группу риска по дислексии. Дислексия проявляется в многочисленных ошибках при чтении, ошибки сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер, являются специфическими, повторяющимися, типичными.
Практический опыт показывает, что обучение в игре или другой занимательной деятельности идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Игровые методы я использую ещё и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.
Многие дети , имеющие логопедические проблемы с трудом усваивают буквенную символику:

  - Знакомство с буквой.

  -    Из каких элементов буква состоит.
  -    На что похожа буква.
  -    Узнавание заданной буквы среди других букв.
  -    Определение пространственных соотношений элементов букв,     расположение буквы на листе бумаги.
 В этом поможет совместное с детьми изготовление буквы.  Ранее  мы делали буквы из разных материалов: бумаги, ткани.  аппликации , бусин, крупы, фасоли  и т.д. В этом году  все учреждения получили пособия  в рамках внедрения ФГОС ДО. Мы заказали мультипликационную студию и создаем с детьми мультфильмы про буквы в рамках проекта "Веселый алфавит"

Стратегия осуществления проекта.

Данный проект осуществляется на базе МДОУ "Родничок» в старшей  группе. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: два года.

Цель.

Развитие речи детей, подготовка их к обучению грамоте, предупреждение дисграфии и дислексии.

  

Задачи:

·         развивать мыслительную деятельность;

·        дать детям знания о зрительных образах букв;

·        научить соотносить звук с буквой;

·        развивать речевой слух, познавательные способности и творческое воображение;

·        активизировать и обогащать словарный запас;

·        способствовать возникновению чувства сотрудничества и взаимопонимания в процессе создания совместных работ;

·        формирование правильных форм общения детей  с ИКТ

 

Материально-техническое обеспечение проекта:

компьютер;

принтер;

мультимедиа;

фотоаппарат;

фотоальбом

иллюстрации;

макеты;

канцелярские принадлежности;

бисер, бусы, камни, крупы, семена, нитки, дерево, проволока, мука, соль и т.д.

фонотека (песни о буквах и школе, аудиосказки и лит.произведения)

Методы проекта.

Словесные: беседа, рассказывание, заучивание, слушание литературных произведений, отгадывание и придумывание загадок.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, азбук.

Игровые: дидактические игры «Придумай слово», «Определи место звука», «Подбери и назови», «Найди общий звук»; сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Школа».

Практические: изготовление поделок, рисование, лепка букв, аппликация.

Ожидаемые результаты: лепка разовьет мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трёхмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство, воображение, креативность. У ребёнка сформируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решение проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт. Будет происходить развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремление к самосовершенствованию.

Как же мы делаем мультфильм?

Анимация – в вольном переводе означает оживление, но в нашей стране она получила название мультипликации. С классических времен люди делали попытки сделать рисунки живыми и движущимися.

Уже в 70 г. до н.э. стихотворец и мудрец Лукреций в своем произведении «О природе вещей» рассказывал о механизме для создания подвижных узоров.

В течение 19 в. продолжались поиски «оживления» изображений – приборы и механизмы, которые были придуманы в это время, хоть и выполняли свою функцию, но нуждались в существенной доработке.

Одним из созидателей начатков мультфильмов является Э. Рейно – именно он придумал способ выполнения мультфильмов – изображение за изображением.

Анимация - это технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения.

 Создание мультфильмов из пластилина

 Техника создания мульфильмов из пластилина называется  стоп-моушен анимации. Stop Motion - это видео материал, полученный из последовательностей кадров, снятых на фото.

Нам нужно:

 пластилин, фотоаппарат и программы для видеомонтажа

1. Придумали сюжет нашего мультика. Это может быть простая сценка, длиной в несколько минут, но в любом случае постарайтесь, чтобы мультфильм нес в себе какую-то законченную идею, мысль.

  

2. Вылепили пластилиновые буквы  и героев. При съемке подготовили два или три разных фона.

3. Позаботились об источнике света, это может быть настольная лампа или небольшой прожектор. Закрепили веб-камеру так, чтобы полностью исключить возможность сдвига – при помощи штатива или других средств.

 

Установили буквы и героев в первоначальную позицию и подключили программу создания анимационных фильмов «Zu3D.Мультипликатор» - лицензионную компьютерную мультипликационную программу «Zu3D.Мультипликатор» на русском языке, являющуюся совместной разработкой ООО «ПОЛНОЦВЕТ» и английских специалистов. Программа включает отличную коллекцию фоновой музыки и спецэффектов. Вы можете воспользоваться огромной бесплатной коллекцией музыки на его сайте. «Zu3D.Мультипликатор» позволяет методом стоп-кадра захватывать фотоизображение, создавать титры, накладывать музыку, записывать авторский текст, создать видеофайл-мультфильм для его дальнейшей публикации в интернете, а также для участия в фестивале любительской мультипликации "МУЛЬТИМЭН" на сайте МирМультиков.ру

4. Делаем первый кадр, чуть подвиньте героя и сфотографируйте его еще раз. В одной секунде видео должно быть 5-24 кадра, от количества будет зависеть точность и плавность движения.
5. После того как все кадры будут сняты, начните монтаж пластилинового мультфильма. Перенесите фотографии в программу для монтажа видео. 


6. Наложите необходимые эффекты. Добавьте звуки, титры, музыку. Звуки можно взять готовые или записать их самостоятельно, при помощи микрофона. Переведите получившуюся работу в формат видео и наслаждайтесь просмотром.

           

 

А теперь МУЛЬТИКИ!

 

Советы  логопеда родителям  будущих  первоклассников

 

Проект:«Взаимодействие учителя-логопеда с участниками  психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР в ДОУ общеразвивающего вида (на примере преодоления нарушений слоговой структуры слова)».   Презентация проекта.

 

 

Полезные ссылки: